c  900
до 1800

8 800 333-33-40

Звонок и с мобильного по России бесплатный

Рынок «усыхает»

Сдерживают падение за счет снижения собственной доходности

Ведущие игроки климатического рынка региона прогнозируют непростой летний сезон 2014 года в плане продаж, хотя и смотрят в будущее с оптимизмом.

По мнению экспертов, точки насыщения самарский рынок пока не достиг, но приблизился к нему как в корпоративном, так и массовом сегментах. Новый импульс ему может придать обновление устаревшего оборудования и активная застройка Самары.

Рынок системы вентиляции и кондиционирования Самарской области сегодня является высококонкурентным, только в Самаре насчитывается более 100 климатических компаний, работающих здесь достаточно давно. Вместе с тем ежегодно с началом летнего сезона появляются компании-однодневки, выполняющие небольшие заказы для физических лиц, но на их долю, по оценке постоянных участников, приходится не более 10% рынка. Около 50% рынка занимают небольшие и средние компании, существующие на рынке не первый сезон. Они осуществляют поставку и монтаж оборудования для физических лиц, а также обслуживание малого бизнеса и бюджетных организаций. Остальной объем контролируется климатическими компаниями, ориентированными на корпоративных клиентов. Они поставляют технику в больших объемах, делают сложные монтажи, оказывают профессиональное сервисное обслуживание и нацелены на долгосрочные перспективы работы.

По мнению генерального директора портала TopClimat.ru Сергея Иванова, сейчас рынок меняетсяпрофессиональные компании смещают акцент в сторону полупромышленного и промышленного оборудования, так как рентабельность бытового сегмента климатической техники падает. «Одна из причин этого явления — торговые сети, которые имеют возможность продавать технику по более низким, чем средние по рынку, ценам, — говорит Иванов. — Другая причина — так называемые сезонные компании, которые появляются из ниоткуда в начале сезона, продают кондиционеры, часто по сниженным ценам, получают прибыль и снова исчезают». «Лидирующие позиции сегодня занимают компании, работающие в основном с корпоративными клиентами, зарекомендовавшие себя за 5-10 лет работы и имеющие постоянный спрос на свои услуги, — подтверждает тренд директор компании „Бионика“ Дмитрий Неудахин. — Кроме того, твердые позиции занимают компании, работающие в основном с физическими лицами и вкладывающие достаточно большие средства в рекламу. Демпинг присущ в основном новым игрокам, агрессивно захватывающим долю рынка».

Высокая концентрация игроков сегодня объясняется отсутствием регулирования на рынке климатического оборудования и невысоким порогом выхода на него. «Кондиционеры сейчас может продавать любая компания, также как и заниматься их установкой. Необязательно иметь для этого большой запас разнообразных моделей, нужно лишь сосредоточить свое внимание на нескольких торговых марках, соотношение цена-качество которых наиболее оптимально для данного рынка», — констатирует Неудахин.

Однако выход на этот рынок сегодня не столь привлекателен для новичков, так как получить сверхдоходы уже вряд ли получится. «В этом году мы отказались от услуг по установке и продажам кондиционеров и сплит-систем, так как крупные игроки предлагают такие условия, на которых нам работать невыгодно, — объясняет руководитель и владелец одного из самарских ИП. — Крупные компании заказывают большие партии из Китая, что позволяет им предлагать бесплатную установку, например, в то время как мы не можем себе позволить такие „фишки“. Все это свидетельствует о насыщении рынка, и мы рассматриваем для себя возможность выхода в новые сегменты, не связанные с климатическим оборудованием».

О насыщении говорят и отраслевые эксперты, ссылаясь на данные продаж 2013 года. «По расчетам объемов продаж предыдущих лет, рынок приближается к стадии насыщения», — отмечает Дмитрий Неудахин. Подтверждают это и федеральные эксперты. Так, по информации компании «Литвинчук Маркетинг», майские продажи кондиционеров в ПФО в прошлом году были выше, чем в 2010-2012 гг., но спрос нарастал постепенно и стабилизировался, а потом так же плавно снизился, несмотря на теплый июнь и июль. В результате в Поволжье продажи по итогам 2013 года упали на 16%. В то же время на юге, где лето было прохладным, падение спроса составило всего 3%. «Своим поведением рынок прозрачно намекал о том, что парк кондиционеров близок к насыщению. В ближайшем будущем можно ожидать некоторого снижения продаж с последующей стабилизацией рынка, а затем ростом в пределах 5% в год», — резюмирует генеральный директор компании Георгий Литвинчук.

Любят похолоднее

Компания «Литвинчук Маркетинг» провела анализ, где сравнила регионы по количеству продаж кондиционеров за последние девять лет — с 2005 по 2013 год включительно. Полученные данные показали, что больше всего продаж за это время пришлось на Поволжье — 46,6 штук на 1000 жителей, что практически в два раза превышает показатели Сибири и Центральной части России без учета Москвы. Немногим Поволжью уступает Северо-Западный регион с показателем 40,3 штук. Обратную тенденцию продемонстрировал показатель среднегодового роста рынка, где Поволжье показало самый низкий результат — 9,1%, тогда как самый высокий — 10,8% — зафиксирован на Северо-Западе.

Насыщенность рынка кондиционеров по регионам

Регион Население, млн. чел Продажи в 2005-2013 гг., тыс. шт. Среднегодовой рост рынка, % Продажа за год в среднем, шт. Парк кондиционеров,  количество на 1000 жителей, шт.
Волга 29,2 81,0 163,0 9,1 151 200 46,6
Северо-Запад 14,7 36,5 83,0 10,8 65 744 40,3
Урал 15,6 43,1 88,0 9,3 62 900 36,3
Сибирь 21,0 38,9 85,0 10,3 56 956 24,4
Центр (без Москвы) 22,3 27,6 68,0 11,9 55 122 22,2
Средняя полоса России 102,8 227,1 487,0 10,0 391 922 34,3

По данным компании «Литвинчук Маркетинг»

  • Сергей Иванов, генеральный директор портала TopClimat.ru

Сейчас покупатели климатической техники в первую очередь смотрят на ценники, а не на надежность компании. Поэтому ситуация, когда кондиционер сломался, а фирму, продавшую его в разгар лета, осенью уже невозможно найти, встречаются довольно часто.

  • Андрей Бедарев, коммерческий директор климатической компании «Старт»

Нередко покупателям рассказывают о бытовых сплит-системах, собранных в Англии, Франции, Германии, Швеции, Японии, забывая упомянуть, что европейское и японское в этом кондиционере только название, а производство — Китай. Такие продавцы просто лукавят. Но надо понимать, что «Китай» бывает разный. Крупные организации работают с официальными дистрибьюторами и соответственно предоставляют технику высокого качества по низкой цене. Это значит, что гарантия на оборудование предоставляется в полном объёме, а надёжность и безопасность техники не вызывает сомнений!

Кондиционеры ищут в сети

Статистика информационного портала TopClimat.ru показывает, что жители Самарской области и сейчас довольно активно интересуются климатической техникой через Интернет. «Посетители региона находятся на пятом месте по посещениям после Москвы, Петербурга, Краснодарского края и Свердловской области, — говорит генеральный директор TopClimat.ru Сергей Иванов. — На самарцев приходится 4% всех посещений портала с начала 2014 года. Для сравнения, у москвичей — 16%. Согласно данным поисковой системы «Яндекс», за последний месяц было сделано 2,5 тысячи запросов «кондиционеры в Самаре». Кондиционеры в Москве искали 14,2 тыс. раз, в Санкт-Петербурге — 4,1 тыс., в Казани — 2,2 тыс.

Сэкономят на классе

Эксперты отмечают, что нестабильность экономической ситуации становится причиной смещения рынка климатического оборудования в сторону эконом-класса. Сейчас спрос на кондиционеры неразрывно связан с погодными условиями и в большинстве случаев выбор падает на недорогую технику. В 2013 году эксперты констатируют увеличение спроса на бюджетные модели кондиционеров китайского производства и прогнозируют дальнейший рост продаж сплит-систем этого сегмента. «В 2013 году порядка 70% продаж в России пришлось на кондиционеры китайских марок, причем 40% рынка заняли сплит-системы, изготовленные не на заводах „большой тройки“ — Midea, Gree, Haier, — отмечает Георгий Литвинчук. — При этом в 2013 году минимальная цена бытового кондиционера составляла около 6000–8000 рублей, тогда как несколько лет назад — не дешевле 11000 рублей». Также участники рынка подтверждают, что некоторые японские производители в настоящее время отходят от своей стратегии «высокое качество — высокая цена» и двигаются в сторону моделей более низкого класса.

  • Игорь Немич, директор ООО «Либерти Инжениринг»

Можно отметить, что чаще приобретают кондиционеры в ценовом диапазоне от 13 до 21 тыс. руб. Безусловно, всегда большим спросом пользуется техника эконом-сегмента, рассчитанная на массового покупателя.

  • Дмитрий Неудахин, директор ООО «Бионика»

В этом году ожидается стабильный спрос на сплит-системы после некоторого снижения уровня продаж. Также на повышении корпоративного спроса скажется начало финансирования строительства объектов Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Замена старья помогает

Смена устаревшего климатического оборудования может придать дополнительный импульс рынку климатического оборудовании, — говорят участники рынка.

«Установленные 5-10 лет назад сплит-системы выработали свой ресурс, — отмечает директор компании „Бионика“ Дмитрий Неудахин. — Также последуют замены кондиционеров, смонтированных с нарушением технологических требований. Поэтому в ближайшие годы тренд сезона — демонтаж старого оборудования». Соглашается с ним и генеральный директор портала климатической техники TopClimat.ru Сергей Иванов, отмечающий тенденцию замены устаревшей техники как одну из возможностей роста рынка.

Эксперты отмечают, что 80% неисправностей, возникающих в гарантийный период, связаны с некачественной работой непрофессиональных сезонных компаний, которые не выдерживают технологию монтажа либо неправильно подбирают оборудование. Небольшие участники рынка не могут обеспечить должного уровня монтажа кондиционеров в Самаре и, соответственно, гарантийного обслуживания. «Кондиционер — товар, требующий грамотной установки. Ресурс работы кондиционера на 80% зависит от качества его монтажа. Даже высококачественную технику можно испортить некачественным монтажом, — говорит Дмитрий Неудахин. — В связи с демпинговыми ценами на оборудование и неграмотным монтажом потребителям приходится в конечном итоге сталкиваться с преждевременным выходом оборудования из строя. Сэкономив на приобретении кондиционера, такой покупатель вынужден менять оборудование уже через два-три года, а не через семь-десять лет, которые качественный кондиционер должен отработать. Как правило, выход кондиционера из строя происходит в самое жаркое время, когда его ремонт или замена затягивается на длительное время», — добавляет эксперт.

 

Источник: Самарское обозрение

5.28
1
0

Материалы по теме: