Прогноз: российский рынок радиаторов отопления
В последнее десятилетие на российском рынке отопительных приборов существенное развитие получил сегмент стальных панельных радиаторов. Общий объем российского рынка потребления стальных панельных радиаторов отопления в натуральном выражении за это время увеличился в полтора раза. При этом доля стальных панельных радиаторов на общем рынке радиаторов отопления и конвекторов также увеличилась и в натуральном, и в монетарном выражении: с 18% до 23,6% и с 20,4% до 25,4% соответственно.
Таким образом, производство стальных панельных радиаторов отопления в настоящее время является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений в отрасли изготовления отопительных приборов. При этом стальные панельные радиаторы являются категорией отопительных приборов, которой присущ высокий уровень безопасности (герметичности и статической прочности), энергоэффективно
Согласно статистическим данным, предоставленным крупнейшим российским производителем стальных панельных радиаторов отопления ОАО «Научно-исследов
При этом доля товаров из государств – членов Евразийского экономического союза (производства имеются в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан) составила 33,77% (1 182 000 штук). В свою очередь, доля четырех ведущих производителей стальных панельных радиаторов отопления из Европейского союза Purmo, Польша; Kermi, Германия; Vogel, Польша; Korado, Чехия) на внутрироссийском рынке в 2015 году составила 32,85%.
Остальную долю внутрироссийског
В свою очередь, на территории Российской Федерации в настоящее время функционируют два крупных предприятия по производству стальных панельных радиаторов отопления:
• ОАО «Научно-исследов
• ООО «Еврорадиаторы» (г. Энгельс, Саратовской области, совместное предприятие с германской компанией Bosch, торговая марка Buderus).
Два производства стальных панельных радиаторов отопления имеются на территориях других государств – членов Евразийского экономического союза: в Республике Беларусь (завод ОАО «Лидсельмаш» в городе Лида Гродненской области, торговая марка «Лидея») и в Республике Казахстан (завод ТОО «Сантехпром», город Караганда, торговая марка Sole).
Тренды и тенденции рынка бытовых радиаторов
Во-первых, имеющиеся российские производители в ближайшие годы планируют существенно нарастить существующие объемы производства. В планах удмуртского завода «Прогресс» увеличить объемы производства в два раза в течение двух лет: при имевшемся в 2015 году объеме производства 432 000 штук, в 2016 году планируется произвести уже 600 000 стальных панельных радиаторов отопления, а в 2017 году – 900 000. Кроме того, недавно созданный в городе Энгельсе Саратовской области завод подразделения «Bosch Термотехника» в текущем году планируется вывести на проектную мощность в 400 000 стальных панельных радиаторов отопления в год.
Можно рассчитывать, что в связи с увеличением объемов изготовления стальных панельных радиаторов отопления российские производители смогут более эффективно конкурировать с иностранными предприятиями по цене продукции за счет эффекта экономии на масштабе. Кроме того, девальвация российского рубля в настоящее время создает отечественной продукции конкурентные ценовые преимущества на внутрироссийском рынке потребления по сравнению со стальными панельными радиаторами отопления иностранного производства.
Во-вторых, российские предприниматели и инвесторы прорабатывают вопросы о создании на территории Российской Федерации новых предприятий по производству стальных панельных радиаторов. Так, в ближайшее время на территории Калининградской области (город Светлый) планируется реализовать инвестиционный проект по созданию производства стальных панельных радиаторов разных типов подключения и широкого размерного ряда. В случае успешной реализации проекта его производственные мощности к 2019 году составят 300 000 стальных панельных радиаторов в год.
Таким образом, уже в среднесрочной перспективе (в ближайшие два-три года) российские производители стальных панельных радиаторов могут увеличить свою долю на российском рынке в данном сегменте отопительных приборов более чем в два раза – до 70%.
вызовы и угрозы для российского радиаторного рынка
В первую очередь, в связи со сложной ситуации в строительном секторе в ближайшие два года прогнозируется сокращение объемов потребления радиаторов отопления в целом, в том числе и стальных панельных радиаторов. При этом в рассматриваемом сегменте такое сокращение в текущем 2016 году может составить порядка 15%, а в 2017 году – еще 20% по сравнению с «базовым» уровнем 2015 года. Такая ситуация с учетом увеличения объемов отечественного производства приведет к существенному ужесточению конкуренции на российском рынке стальных панельных радиаторов отопления как по ценовым параметрам, так и по качественным характеристикам.
Во-вторых, существенным вызовом для российских производителей может стать увеличение объемов ввоза стальных панельных радиаторов отопления из Турции, в том числе в рамках так называемых «контрактных производств» по договорам, заключаемым российскими организациями-им
Такие предпосылки в настоящее время имеют место, и нельзя исключать, что в сегменте стальных панельных радиаторов они приведут к рецидиву тех же «болезней», которыми «переболел» российский рынок алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления: снижение массы радиатора, занижение таможенной стоимости, импорт по демпинговым ценам, недостоверные показатели веса и теплоотдачи на упаковке и в сопроводительной документации, снижение качества продукции.
Источник: АПРО