Анализ спроса на отопительное оборудование на основе данных портала TopClimat.ru
Портал TopClimat.ru продолжает серию публикаций, анализирующих состояние климатической отрасли в целом и конкретных сегментов рынка климатического оборудования. На этот раз мы решили проанализировать сегмент оборудования для отопления.
Недавно подошел к завершению отопительный сезон, приближается лето, поэтому можно оглянуться назад и подвести некоторые итоги.
- Задачи и методология исследования
- Спрос на вентиляцию, кондиционеры и отопление в зимний период
- Топ-10 категорий отопительного оборудования
- Спрос на отдельные категории отопительного оборудования
- Анализ спроса по крупным городам
Чтобы оценить рынок отопительного оборудования мы воспользовались информацией, собранной на нашем портале за «холодное» полугодие, когда спрос на это оборудование максимален. Таким образом, для целей анализа были взяты данные, полученные в результате обработки запросов и заявок посетителей портала, за период с 1 октября по 31 марта. Анализировались данные за последние 5 зим.
Задачи и методология исследования
Как уже сообщалось, за последние 5 лет на портале TopClimat.ru побывали 4 560 720 посетителей. Накопленный объем данных дает возможность сделать анализ состояния как отрасли в целом, так и отдельных сегментов рынка климатического оборудования.
Для оценки спроса на оборудование использовалось количество посещений карточек товаров, относящихся к разделу «Отопление» в каталоге оборудования, собранном на портале TopClimat.ru. Почему на основании количества посетителей можно судить о спросе на продукцию? Дело в том, что посетители приходят на наш портал, преследуя несколько целей:
- получить консультацию по конкретному вопросу;
- узнать о климатической компании или бренде;
- ознакомиться с последними новостями отрасли;
- узнать новое, расширить свой кругозор с помощью публикаций, размещенных на портале;
- узнать больше о том или ином оборудовании, его применении и характеристиках.
Другие публикации TopClimat.ru по теме | |
Анализ состояния HVAC-рынка на основе данных портала TopClimat.ru | |
Климатическая отрасль в 2017-м году, подводим итоги |
Как правило те, кто имеет своей целью последний пункт, являются потенциальными потребителями данного оборудования - наш портал создан так, что случайный посетитель до карточки конкретного товара просто не дойдет: ему потребуется сделать для этого несколько целенаправленных дополнительных действий, которые вряд ли совершит кто-то, не имеющий практический интерес. Можно также попасть в карточку товара напрямую, с помощью поискового запроса, что также предполагает непосредственный интерес к этому товару.
Данная гипотеза нашла подтверждение в ходе анализа заявок на оборудование, которые оставляют нам посетители портала. Объем полученной выборки составил несколько сотен тысяч посетителей, ее распределение близко к нормальному закону, что еще раз подтверждает гипотезу о репрезентативности выборки. Таким образом, по количеству посетителей тех или иных категорий оборудования можно судить о спросе на эти категории. Отметим, что общее число посетителей каталога оборудования выросло этой зимой относительно прошлого года, ставшего наихудшим по этому показателю.
Итак, нашей задачей стал анализ количества посетителей категорий оборудования, входящих в раздел «Отопление» портала TopClimat.ru, за период с 1 октября по 31 марта. Выбранный период позволяет оценить спрос на отопительное оборудование за прошедшую зиму.
Чтобы избежать искажений и ошибок, анализ проводился на основе относительных, а не абсолютных величин.
Спрос на вентиляцию, кондиционеры и отопление в зимний период
Прежде всего, нас интересовал вопрос - какова структура спроса по разделам или макро-категориям климатического оборудования в зимний период. Какая доля приходится на решения по вентиляции, какая - на решения по кондиционерам и какая - на отопительное оборудование.
Выяснилось, что доля спроса на отопительное оборудование в последние годы неуклонно падает, а спрос на решения по кондиционерам и вентиляции, напротив, устойчиво растет. Хотя сравнение прошлой и нынешней зим не выявило заметных различий в этих показателях. Тем не менее, даже этой зимой на долю отопления пришлась почти половина от общего числа посещений каталога оборудования - более 49%. Напомним, что всего в каталоге оборудования представлены 7 разделов или макро-категорий климатического оборудования.
Топ-10 категорий отопительного оборудования
Всего в разделе «Отопление» портала TopClimat.ru представлено около 90 категорий оборудования. На первом этапе исследования были выделены 30 наиболее посещаемых категорий отопительного оборудования. Если 5 лет назад, зимой 2013-2014 гг, на долю этих 30 категорий пришлось 53% от общего числа посещений раздела «Отопление», то в эту зиму данный показатель увеличился до отметки 78,24%. Причем, тенденция к его росту обозначилась уже зимой 2014-2015 гг, когда значение сразу превысило 73%.
Из этого можно сделать вывод, что, если в последнюю «докризисную» зиму пользователей интересовал значительно более широкий спектр отопительного оборудования, иначе говоря, у них был выбор, то с каждым годом выбор этот становился все меньше. То есть изменилось потребительское поведение - люди стали в большей степени интересоваться только тем, что им необходимо, интерес стал более целенаправленным. И эта тенденция только нарастает.
Если взглянуть на диаграмму Топ-10 категорий отопительного оборудования, то можно заметить, что разные категории оборудования в разные зимы проявили себя по-разному. Если в первые две зимы наибольшим спросом у посетителей пользовались котлы отопления, то, начиная с зимы 2015-2016 вперед уверенно вырвались ТЭНы. Причем, со все более заметным опережением год от года. Этой зимой их доля в общей структуре спроса на решения по отоплению составила почти 15%.
С чем это может быть связано? Напрашивается такой вывод - многие пользователи в условиях начавшейся в кризисные периоды экономии предпочитают ремонт и замену установленного оборудования покупке нового «конечного» оборудования. Если это так, то «перелома» на общем климатическом рынке пока еще нет, хотя и падения нет тоже - см. график. Что в целом стыкуется с оценкой состояния рынка, данного профессионалами.
Спрос на отдельные категории отопительного оборудования
Интересно проанализировать, как менялся спрос на категории оборудования, попавшие в Топ-30. В десятке наиболее популярного оборудования представлены сразу три категории котлов: электрические, на твердом топливе и газовые.
Отметим неуклонный рост популярности электрических котлов, которые в эту зиму оказались на 2-м месте по спросу среди всех категорий отопительного оборудования, хотя еще 3 года назад казались безнадежными аутсайдерами. А также завидную стабильность твердотопливных котлов, которые неизменно в самой «котельной» середине. Подробнее о котлах поговорим ниже.
Стабильный рост на протяжении всех 5 лет показывают Инфракрасные электрические обогреватели. Из других категорий оборудования, попавших в Топ-30, такое поведение демонстрируют еще Газгольдеры, Тепловые завесы электрические и Теплоаккумуляторы.
Обратная тенденция наблюдается у Электрокаминов, популярность которых к нынешней зиме снизилась по сравнению с 2014-2015 гг более, чем в 3 раза. Кстати, именно электрокамины были лидерами спроса зимы 2013-2014 гг! Сходная динамика и у Газовых проточных водонагревателей: небольшой подъем в 2014-2015 гг, а далее затяжной спад.
Необходимо отметить, что в эту зиму выросла популярность энергоэффективных решений, к числу которых из Топ-30 нашего каталога мы отнесли уже упомянутые Теплоаккумуляторы, Бойлеры косвенного нагрева и Электрические тепловые насосы.
Анализ спроса по крупным городам
Мы рассчитали Топ-15 городов по числу заходов их жителей в каталог оборудования портала TopClimat.ru. Картина получилась любопытная. Во-первых, 13 из 15 «топовых» городов нарастили свой интерес к отопительной технике. Снижение показали только Санкт-Петербург и Самара. Интересно, что в Топ-15 вошел Минск, опередив многие российские города-миллионники. Отметим, что число заходов в каталог оборудования из Москвы почти вдвое превышает это значение для Петербурга, который, в свою очередь, в 1,5 раза опережает Краснодар.
Кстати, мы не учитывали заходы из Московской и Ленобласти, иначе этот разрыв был бы еще заметнее.
Все же общее число заходов в каталог не так показательно, как интерес к отдельным категориям оборудования в разрезе городов. Мы решили проанализировать спрос на котлы отопления в разных городах. Для начала сделали сводную диаграмму спроса на 6 наиболее популярных категорий котлов за две последние зимы.
Как наглядно видно, если в прошлую зиму твердотопливные котлы слегка опережали электрические, то в эту зиму картина изменилась радикально.
В рост пошли и газовые котлы. Для целей анализа мы не разделяли конденсационные и обычные газовые котлы и включили в категорию «Котлы газовые» все котлы, работающие за счет сжигания газа.
Далее просто представляем вашему вниманию интерес к различным Котлам в разрезе городов. Диаграммы включают Топ-10 городов, показавших максимальное число заходов в соответствующую категорию в каталоге оборудования портала TopClimat.ru.
Как видно, на каждой из диаграмм лидер неизменно один - Краснодар. Отметим также резкий всплеск интереса к Котлам на отработанном масле в Тольятти, случившийся этой зимой. Остальные выводы читатель может сделать самостоятельно.
TopClimat.ru продолжит анализ статистических данных и впредь.
Источник: TopClimat.ru