Как экономят на «умном» электросчетчике?
Люди склонны недооценивать «аппетит» бытовой техники. Например, сколько электричества в час забирает посудомоечная машина? Опрос показал цифру, в среднем, в 800 раз меньше реального значения. Не удивительно, что 62% респондентов, узнав истинное значение, обещали, что станут более экономными.
И действительно, на отдельном дисплее так называемых «интеллектуальных» счетчиков или экране смартфона хорошо видно, как в реальном времени тают киловатты энергии. Особенно въедливые могут пошерстить историю расходов, чтобы сопоставить прошлые и настоящие траты энергии.
Иллюстрация Jared Schorr для журнала "Good" |
...сигналы от счетчиков легко перехватить, купив оборудование стоимостью около $1000 и воспользовавшись информацией, доступной в Интернете. Когда хозяева уходят на работу или уезжают в отпуск, показания счетчиков падают практически до нуля. Следовательно, злоумышленники могут... Далее |
Другое исследование среди англичан показало, что три из четырех опрошенных поддерживают установку «умных» измерительных приборов, а также обработку данных о энерготратах сторонними организациями. В правительстве рассчитывают, что подобные устройства появятся в каждом доме к осени 2015 года, сообщает guardian.co.uk.
При этом совсем не очевидно, что «умной» автоматике по силам сломать устоявшийся порядок жизни человека. В этом случае начинать нужно с малого, иначе говоря, делать то, что экономит много энергии, но легко достичь, чем то, что тоже экономит много энергии, но достичь труднее. Например, запрограммировать стиральную машину стирать в прохладной воде много проще, чем найти средства на покупку нового, экономичного автомобиля.
Да и вообще деньги не являются ведущим стимулом для смены привычек. Да-да, опросы свидетельствуют, что успешный опыт энергосбережения появляется там, где есть чувство удовлетворения достигнутым и ощущение уникальности проделанного.
Тестирование электросчетчиков. Фото Graham Turner |
Способен ли «умный» электрический счетчик сэкономить больше энергии, чем потребляет сам?
Следующим шагом, по логике, должны стать приложения, сравнивающие энергопотребление пользователя с аналогичными затратами его соседей! И такие примеры уже есть! В одну из таких компаний инвестировал известный социальный психолог Роберт Чалдини. Он поясняет, что в основе успеха подобных продуктов лежит поведенческий феномен, заставляющий людей повторять действия окружающих, а желание общественного одобрения мотивирует человека к переменам в себе. Получается, люди присматриваются к окружающим. Если наши соседи начинают экономить энергию, то мы скорее всего начнем подражать.
Энергетические компании быстро сориентировались и научились использовать базовые принципы поведения человека и возможности современной коммуникации, чтобы вывести взаимодействие потребителей на новый уровень. Как это отразится на счетах за электричество и стоим ли мы на пороге эры «энергоаскетизма», покажет время.
Иллюстрация Jared Schorr для журнала "Good" |