Загрязненный фреон вывели на чистую воду
Тема: Новости отрасли
Страны-участницы Монреальского протокола обсудили угрозу контрафактных хладагентов на круглом столе в Бангкоке. Одна из затронутых проблем — незаконное добавление метилхлорида (R40) в хладагенты.
В прошлом году именно поддельный фреон R134a стал причиной пяти взрывов холодильных установок, унесших жизнь трех человек. Прямо в ходе обсуждения поступила информация о еще одном взрыве в Бразилии и двух жертвах. R40 в циркуляционном контуре среагировал с фтороводородом, что привело к отказу и разрушению компрессоров. После случившегося 1181 контейнер с фреоном изолировали и проверили на наличие загрязнений. Вывод неутешителен: 18% загрязнено хлоридом и 6% — «значительным количеством» R40.
Не обошли вниманием и случай, когда R40 был обнаружен в блочных холодильных установках. Речь об австралийской компании Heatcraft. Установки вышли из строя спустя три месяца и показали высокий уровень коррозии алюминиевых частей. Проверка на фабрике в Китае, где были произведены установки, выявила поддон с контрафактными одноразовыми цилиндрами. Содержащаяся в них смесь имитировала характеристики R134a, поэтому не была определена проверками на фабрике.
Контрафактный хладагент находят по всему миру: в Юго-восточной Азии, Центральной и Южной Америках, Африке и Западной Европе. На круглом столе предметом обсуждения стали следующие цифры. По миру насчитывается 1,3 млн холодильных установок. Каждая содержит, в среднем, по 4—5 кг R134a. Проверка около 5 тыс. контейнеров позволила сделать вывод о том, что фреоновые контуры около 10—15% холодильных систем в мире не обходятся без примесей.
Активизацию черного рынка эксперты связывают с мировым всплеском цен на фреон R134a в 2010 году и насыщением рынка хлорфтороуглеводородами. Доходит до того, что сервисным компаниям в Южной Америке предлагают 4 вида R134a, в самом дешевом из которых содержание R134a всего 40%. Принято считать, что Евросоюз, где многоразовые контейнеры запрещены, куда меньше знаком с этой проблемой.