Рынок промышленного кондиционирования в РФ вырастет на 30-32%
Тема: Новости отрасли
6 июня в на канале РБК-ТВ состоялась телепрограмма "в фокусе", посвященная развитию рынка промышленного кондиционирования в 2008 году в России. В программе принимали участие генеральный директор "Литвинчук маркетинг" Георгий Литвинчук, технический директор ассоциации "Японские кондиционеры" Сергей Брух, генеральный директор "Идеал-Медиа" Сергей Драндров
По прогнозным оценкам, рынок промышленного кондиционирования РФ вырастет на 30-32% в 2008г, а прирост продаж бытовых кондиционеров составит около 25%. Такую точку зрения высказал генеральный директор "Литвинчук маркетинг" Георгий Литвинчук в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе".
Причин подобного роста несколько – темпы строительства коммерческой недвижимости, увеличивающиеся доходы, технологический прорыв в области кондиционирования крупных объектов. При этом рынок кондиционеров постепенно смещается в сторону регионов. Если пять лет назад на Москву приходилось 60-65% рынка, а Санкт-Петербург - 13%, то сейчас эти показатели составляют 47% и 9% соответственно. Приоритетными городами для развития бизнеса являются Екатеринбург, Самарская область, Ростов, Краснодар, Казань, Челябинск.
Как показала практика, отечественные компании способны производить качественное оборудование, соответствующее реалиям времени. Внутри страны выгоднее производить сборку на основе импортных комплектующих, чем закупать, в частности приточные установки (совмещающих в себе свойства кондиционера и вентиляции), в Европе, т.к. качество аналогичное, а транспортные расходы меньше, дополняет технический директор ассоциации "Японские кондиционеры" Сергей Брух. Более того, по результатам 2008г. две отечественные компании "Веза" и КОРФ будут лидерами на рынке приточных установок.
Тем не менее, рынок ориентирован на западную продукцию, культуры потребления российского продукта нет. "Российский производитель не обладает той силой, чтобы внушить потребителю уверенность в том, что его оборудование надежное", - говорит генеральный директор "Идеал-Медиа" Сергей Драндров. Тогда как опрос компаний, занимающихся монтажом оборудования, показывает, что на первое место респонденты ставят надежность, на второе – удобство эксплуатации, затем стоимость эксплуатации, энергоэффективность, цена оборудования.
Надо сказать, что инвестиционные возможности отечественных производителей климатического оборудования не позволяют им освоить крупномасштабное производство, а для банкиров эти проекты недостаточно прибыльны. В результате отечественные производители вынуждены оперировать собственными средствами или делать краткосрочные займы сроком на два-три месяца под сезон, когда ожидаются массовые продажи оборудования.
Один из главных факторов, влияющий на рынок климатического оборудования, - это дефицит электрических мощностей. Этим и объясняется высокий спрос на энергоэффективное оборудование, как например, системы VRF (холодопроизводительность системы подстраивается под изменение тепловой нагрузки). "Люди хотят не столько экономить электроэнергию, сколько получать определенную электрическую мощность. Например, доплата за дополнительный киловатт электроэнергии в разных городах России составляет от 15 до 45 тыс рублей", - замечает Г. Литвинчук. Отчасти рынок кондиционеров растет, благодаря реплэйсменту, т.е. замене старых систем кондиционирования на более совершенные.
Что касается кадров, то специалистов в этом сегменте рынка недостаточно. Начиная с 2005г. все крупнейшие фирмы-инсталляторы работают, как говорится на пределе своих возможностей. Соответственно, рынок начинает деформироваться, во-первых, в сторону решений, более простых в инженерном отношении (проектирование, пуско-наладка, обслуживание). Во-вторых, услуги начинают дорожать, как при любом дефиците товара. И, в-третьих, на рынок начинают заходить иностранные подрядчики, резюмируют эксперты рынка.