Российский рынок кондиционеров - один из самых перспективных в мире
Тема: Новости отрасли
Российский рынок кондиционеров еще далек от насыщения, при этом его объем уже превышает 1 млрд долл., и он один из самых перспективных в мире. Как и агропром, рынок кондиционеров в значительной степени зависит от изменчивости погоды и климата проживания клиентов, что встречается довольно редко для продукции промышленного производства. Так, в жаркое лето 2002 года продажи увеличились в три раза, но упали на следующее, более умеренное. На 20-50% увеличились объемы продаж в 2005 году. Еще на рынок существенное влияние оказывает экономическая стабильность, развитие бизнеса и благосостояние населения, так как эта продукция недешевая и еще недавно большая часть потенциальных клиентов обходилась без «воздушно-экологического» комфорта. Сейчас для многих россиян домашний кондиционер уже стал предметом первой необходимости. Рынок сплит-систем насытится в России, по предварительным расчетам, в течение пяти лет, а рост рынка центральных систем вентиляции будет более длительным — примерно 8-12 лет, сказал в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе» руководитель маркетингового агентства «Литвинчук маркетинг» Георгий Литвинчук.
Отечественный рынок состоит из трех основных сегментов. Первый — это корпоративный заказчик, офис. Здесь продаются как бытовые, так полупромышленные и промышленные системы. Второй сегмент — элитное жилье, где тоже устанавливаются как бытовые, так и промышленные системы. Иногда элитные дома кондиционируют целиком, но в России эта практика почти не прижилась. И третий сегмент — типовое жилье, куда попадают исключительно бытовые системы кондиционирования. По оценке экспертов, первые два сегмента в РФ развиваются планомерно и поступательно, потому что кондиционеры туда ставятся планово, так как если в офис запланировали купить кондиционер, пусть даже в июле снег выпадет, его все равно поставят. Зато на рынке типового жилья «окондиционирование» зависит, в основном, от погоды: будет жара — будут продажи. По различным данным, в типовое жилье в 2005 году «попала» почти половина всех кондиционеров. В этом году доля кондиционеров в этом сегменте прогнозируется на уровне 60-65%. Если, например, 2007 год окажется холодным, то продажи в типовое жилье могут упасть в 1,5-2 раза, и рынок рискует испытать стагнацию. Но если год выдастся жарким, рынок способен получить рост в районе 30-35%. То есть, как говорят эксперты, только кондиционер становится общедоступным и начинает попадать в типовые квартиры, рынок входит в такую полосу «турбулентности» и уже очень сильно зависит от погоды.
Объемы продаж во многом зависят от развития качественного сервиса, гарантийного обслуживания. Есть ряд «кондиционерных» рынков, которые не растут в течение 5-8 лет, например, Япония, Израиль, США. Точка максимального насыщения кондиционерами — это примерно потребление на уровне 35-40 кондиционеров на 1000 человек в год — дальше идет плановая замена. От срока службы техники зависит годовой объем продаж. Для кондиционера эконом-класса он составляет 5-6 лет, для бизнес-класса — около 8 лет. Моторесурс кондиционера бытовой системы эконом-класса 15-18 тыс. часов работы, для премиум-класса — 20-25 тыс. часов. Для полупромышленной продукции выше. Хуже всего кондиционер чувствует себя на побережье, где идет соленый бриз, случается окисление теплообменников и т.д. Там срок службы минимальный, и в Новороссийске и в Сочи такая техника редко живет дольше 5 лет.
Источник: РБК