Анатолий Поляков, компания «ТехноКлимат»

Изменения на климатическом рынке
Открытие рынка в связи со вступлением страны в ВТО выгодно для населения, потому что люди получают возможность купить больше товаров более высокого качества за меньшую цену. Это заставляет внутренних производителей конкурировать с иностранными.
И не надо думать, что все отечественные производители тут же разорятся. Один простой пример: за последние годы качество отечественной мясомолочной продукции кардинально улучшилось, расширился ее ассортимент, и большинство российских семей сегодня отдает предпочтение именно нашей продукции. Возможно ли было бы такое без конкуренции с аналогичными изделиями иностранного производства, которые хлынули на наш рынок в результате его либерализации? Скорее всего, нет.
То же самое относится и к рынку услуг, которыми пользуется население, например, банковских, страховых. Их тоже станет больше в результате присоединения к ВТО, и их качество будет выше.
Российские производители от присоединения к ВТО только выиграют. Многие из них могли бы уже сейчас заниматься экспортом, но из-за проблем с возвратом НДС, это очень тяжело. По ряду направлений, например, тепловое оборудование, тепловые пушки, тепловые завесы, российские производители имеют неплохие перспективы на европейском рынке. Россия — самый крупный производитель этого оборудования, и нас уже сейчас есть компании, которые будут по общему объему выпуска продукции, конкурентоспособны с общеевропейскими производителями. Например, такие компании как «Тепломаш», «Тропик» и другие.
Другая сторона — это компании импортеры и продавцы Для них, мне кажется, в краткосрочной перспективе мало что изменится. А вот в долгосрочной перспективе выживут и выиграют лишь те, кто сможет выполнить ряд условий и решить ряд задач.
Прежде всего, нужно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Международный опыт предприятий, успешных в бизнесе в ВТО, показывает, что не менее 20% общих затрат уходит на подготовку и сертификацию персонала. В России этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% для крупного бизнеса. Особое внимание здесь следует уделить изучению дисциплин по глобальным стандартам, регламентам, сертификатам, международной аккредитации и лицензионным соглашениям. Без решения этой проблемы невозможно успешно конкурировать в ВТО.
Далее необходимо выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор сделать на качестве менеджмента с тем, чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производственную, но и финансовую деятельность предприятия.
Наконец, нужно сделать прозрачную систему финансовой отчетности на основе МСФО, а в перспективе внедрить глобальную систему финансовой отчетности, так как это делают успешные корпорации в ВТО. Для этого опять необходимо подготовить новое поколение бухгалтеров, способных заниматься тем, чем занимаются в настоящее время финансовые директора, то есть управлять активами и их справедливой рыночной стоимостью. От аудиторов также требуются новые знания по глобальной финансовой отчетности, особенно в части экологических и социальных активов.
Выполнив все эти шаги, можно будет с уверенностью говорить о том, что компания максимально адаптирована к условиям работы в условиях ВТО.
ВТО и Техноклимат
На рынке систем кондиционирования, на котором работает наша компания, не ожидается резких изменений после вступления в ВТО. Сейчас кондиционеры не облагаются таможенной пошлиной — по ним ставка нулевая, и с точки зрения цены вступление в ВТО принципиально ничего не изменит. Однако надо понимать, что значительно изменится ситуация с качеством предоставляемых услуг. При вступлении в ВТО рынок будет более конкурентным, увеличится количество игроков, что заставит компании оттачивать именно клиентский сервис. Покупателя будут стараться привлечь не столько ценой, а полным комплексом и высоким качеством услуг. На российский климатический рынок, вероятнее всего, придут новые крупные европейские и азиатские компании.
Что будет с российскими производителями?
Быстрых изменений от вступления в ВТО в соотношении изменения российских и иностранных компаний на российском рынке не произойдет. Со временем, безусловно, наименее конкурентоспособные компании, существование которых поддерживается исключительно субсидиями или искусственно завышенными ценами, вынуждены будут уйти с рынка. Чтобы минимизировать отрицательные последствия этого, уже сегодня государство на федеральном и региональном уровнях должно активно работать над ростом инвестиционной привлекательности страны и улучшением бизнес-климата.
Для ряда крупных производителей вступление в ВТО облегчит продвижение и продажу своей продукции за рубеж. Производители сейчас не могут и не особо хотят заниматься экспортом зачастую из-за проблем с возвратом НДС, а это приличные суммы при крупных партиях. Сложности возникнут у компаний, где не отлажен менеджмент и управленческие процессы, по факту такие компании и не будут стремиться на зарубежный рынок.
Другие участники обзора: