Интервью с техническим директором компании Веза Федором Игоревичем Андроновым
Международной специализированной климатической выставке «Мир Климата-2010», которая проходила 9-12 марта в Москве, технический директор компании Веза Федор Игоревич Андронов поделился с нами своими впечатлениями о выставке и рассказал о состоянии российского рынка климатического оборудования.
— Какие впечатления о выставке?
— Впечатления на 3+. В первый день на саму выставку мало кто дошел. То ли потому что после 8 марта... Есть такой закон — в понедельник и пятницу мероприятий не проводить. После 8 марта 2 дня город пустой. Есть простой показатель - раздаточные материалы, обычно их у нас берут мешками. В этом году в первый день практически ноль, второй день — 700, третий — хорошо, если 150.
— В прошлом году ситуация была лучше?
— Радикально. Минимум на 30% лучше. Я смотрю субъективно: не по занимаемым площадям, не по количеству людей, но по активности посетителей. В прошлом году последних было резко больше, по раздаточным материалам уж точно.
— Как Вам кажется, с чем это связано?
— Не появляются новые компании, уходят люди из монтажного бизнеса, уменьшаются проектные коллективы, не расширяется круг объектов по проектированию, т.е. нового ассортимента нет, наоборот идёт его сужение. Всех спрашиваю, новые проекты коммерческие или казённые? Казённые! Т.е. попроще, потупее, изыски не нужны. Всё идёт пусть не к деградации, но к упрощению. У монтажников как минимум нет права на какой-то выбор, а как максимум и возможностей. У проектировщика право тем более не появилось и интереса нет.
— В чём причина — кризис в строительной отрасли?
— В первую очередь кризис, просто он дошел до нас с задержкой.
— А как кризис сказался на работе Вашей компании?
— У нас всё хорошо — намного лучше, чем у других. Спад 10-15% по деньгам… а это не так и много.
—Т.е. в кризис повысился спрос на продукцию отечественного производителя?
— Не совсем, просто народ стал меньше шарахаться в сторону случайных, дешёвых и непонятных контор. Раньше спокойно отдавали деньги авансом и верили, что всё сойдётся, что всё привезут. Сейчас боятся и идут с деньгами в проверенную компанию, которая пусть и дороже, но надёжнее.
— Как-то изменился ассортимент выпускаемой продукции?
— Ассортимент растёт, расширяется, ничего не исчезает. Появляются антикризисные продукты, которые, впрочем, мне не нравятся, но это общая тенденция. Разумных, обученных людей проектировщиков, которые понимают разницу между хорошей машиной и дешёвой машиной, не хватает. Соответственно наша новая линейка канальной вентиляции — для Самоделкиных, самостоятельно что-то собирающих, поэтому появление «каналки» — исключительно антикризисное решение.
К другим антикризисным мерам относятся: отказ от повышения цен на продукцию, напечатанные на более дешёвой бумаге каталоги, поменьше стенд на выставке. В-общем, там, где можно экономить - экономим.
— Как вы считаете, как долго продлится сегодняшнее состояние рынка?
— Это зависит не от нас, а от страны, в которой мы живём. Ничего не меняется, власть у нас такая же, как и 10 лет назад... Таких дурных, легких денег уже не будет — точно! Будет много контор, которые могут что-то сделать, драка за каждый объект, маленькая прибыль и большое желание работы как таковой. Нет подпитки новыми мозгами, не приходят новые люди, новые специалисты, поэтому мы возвращаемся к тому, что было 10 лет назад. Больше работы будет уходить иностранцам, но сейчас уже не в Москве будет конкуренция, а чуть подальше — например, в Воронеже. В Москве крупнейший офисный центр «СИТИ» местные монтажники так и не получили. Новые большие офисные центры, заказчики «Капитал групп», «Дон-Строй» — это всё турки. За эти годы ничего серьёзного своего у нас в строительстве не создано, многие компании распались. Проектировщики, к сожалению, в большинстве неопытные, ошибок много, своих производителей также крайне мало, в разы меньше, чем нужно. По серьёзным проектам наши производители едва закрывают 50% — это по простому, примитивному железу, а чуть сложнее, чем вентиляция, — и 10% нет.
— Вы видите какие-то варианты выхода из этой ситуации?
— У нас большая инертная страна с медленным сообщением. 20 лет назад мы завершили путь в одну сторону, длившийся семь десятилетий, а теперь будем ещё столько же возвращаться, всего-то 50 лет осталось. Я хорошо помню, как народ смотрел телевизор, в котором каждый день депутаты говорили, что нужно в стране делать. Два десятилетия прошло: видимых изменений в Москве много, а километров 50 отъедете — ноль изменений, и даже стало хуже. Поэтому в нашем бизнесе таких крупных компаний, как наша, и пяти не насчитать. А должно быть 10 минимум. Всё должно быть отечественное — и проекты, и финансы, и содержание проектов.
— Тогда начнётся движение в нужную сторону?
— Когда финансы реально станут работать в стране и для страны, всё встанет на свои места, как в Китае. Вкладываться в производство очень мало кто готов — привозить и торговать проще. Сейчас, когда идёт сжатие рынка, мелким компаниям и новым участникам не хватает сил «выпрыгнуть» из ямы кризиса, поэтому общий прогноз пессимистичен.
Прогноз для нашей компании наоборот — оптимистичный, т.к. мы успели зацепиться, успели вскочить в поезд, причём успели в первый вагон, в остальных вагонах сидит импорт, и этот поезд уже уехал — большинство отстали. У иностранцев всё стабильно, всё хорошо. В очень крупных иностранных компаниях падение на 10-20% считается серьёзным, для нас это ничто. В нашей компании спада не было, но рынок в целом сократился на 40-50% гарантировано, а где-то вообще на 80%.
Многие пользуются импортными поставками и делают вид, что всё хорошо. Ничего хорошего! В Казахстане, где кризис в строительстве произошел раньше на два года, давно вышло постановление о переводе на местные закупки. В России же до сих пор нулевая пошлина на ввоз импортного оборудования. На завозимые неконкурентные автомобили пошлина безумная, а на оборудование, которое изготавливается у нас и способно потеснить зарубежных производителей, пошлина ноль! Кроме Йорка, нет ни одного прецедента с иностранным участием, что очень показательно — нет смысла вкладываться в развитие.
Другой пример: есть медная труба, а есть изделие из медной трубы. Изделие из медной трубы сюда приезжает под нулевую ставку, а сырьё для медной трубы — под 15% ставку. Что выгоднее: привозить сюда сырьё и из него делать продукт, или привозить готовое изделие и просто продавать его? Конечно, готовый продукт привозить проще.
Беднеющий рынок идёт к деградации и упрощению, поэтому 9 из 10 представленных на выставке машин относятся к супердешёвой категории — с низкой энергоэффективностью, высоким энергопотреблением и отсутствием гибкости. Они не индивидуальны, стандартизированы (направить элемент влево/вправо по желанию заказчика невозможно). Мы шагаем по дороге, которая ведёт к примитивности.
— В следующем году планируете участвовать в выставке?
— В следующем году, я думаю, мы примем участие — с точки зрения московских продавцов, если мы не стоим тут и не показываем какие-то железки, народ подумает, что мы умерли. Регионы, увы, игнорируют выставки в Москве уже давно... А вот через два года при такой динамике посещений — сомневаюсь в участии Везы.
11.03.2010