Тёплая весна-2023 увеличила рост продаж кондиционеров в России в 1,7 раза
В России вырос спрос на кондиционеры – к такому выводу пришли журналисты РИА «Новости» и аналитики IT-компании «Платформы ОФД» (оператора фискальных данных, электронного документооборота и отчетности). По подсчёту аналитиков «Платформы», в апреле-мае продажи выросли в 1,7 раза. Кондиционеров стали больше продавать на 67%, а вентиляторов – на 14%.
Повышению спроса на бытовое климатическое оборудование по мнению экспертов стала ранняя весна и повышение температуры в европейской части России, а также сухая и пожароопасная погода на Урале и в Сибири.
Погода влияла на продажи и ранее – в разные стороны. По мнению маркетингового аналитика Георгия Литвинчука, директора компании "Литвинчук Маркетинг", в 2022 году в России погода сильно мешала продажам кондиционеров. В европейскую часть страны весна пришла поздно и была холодной. Однако по итогу продажи в 2022 году можно оценить на уровне не менее 2,3 млн. кондиционеров. Это больше, чем с 2015 по 202 годы. Более того - это третий результат за всю историю, после 2011 и 2021 года. А если добавить к этому ещё санкции, вкупе с непростой политико-экономической обстановкой, то достигнутый результат стоит оценить весьма высоко.
Число покупок кондиционеров больше, чем сумма среднего чека. Средний чек по кондиционерам – 17 245 рублей, это на 10% ниже уровня 2021 года. По вентиляторам выросли оба показателя – и средний чек (2945 рублей, на 9% выше прошлогоднего уровня) и число покупок – на 14%.
Цены на климатическую технику для дома снижаются. Об этом говорится в другом исследовании, проведённом «Авито». По мнению экспертов популярной торговой площадки, за год цена на те же мультисплит-системы снизилась сильнее всего – на 37%. Однако на способ «добычи» денег на покупку это не сильно повлияло: многие россияне для более-менее крупных приобретений берут деньги в долг у друзей или знакомых, оформляют потребительский кредит на небольшую сумму или же предпочитают оформить займ на карту.
Чаще всего в апреле-мае покупали кондиционеры в виде одиночных сплит-систем и напольные моноблоки. Популярными моделями вентиляторов стали напольные и настольные модели с 3 режимами переключения.
Наконец, самое интересное – бренды. В силу санкций и сложной экономической обстановки, россияне стали покупать технику эконом-сегмента из России, Китая, а также ряда других дружественных стран. У многих ритейлеров появляются и свои собственные марки оборудования. У «М.Видео-Эльдорадо» хорошо продаются кондиционеры собственной марки Dexp, самую востребованную модель которой можно приобрести за 13,899 рублей.
Европейские бренды также пока продаются (в апреле, как рассказали в «М.Видео-Эльдорадо», было популярно оборудование швейцарской марки Electrolux), но новые производители действительно уверенно «наступают». К примеру, это Grundig из Турции, Hisense из Китая и Artel из Узбекистана.
Если говорить о санкциях, то рынок, по мнению Георгия Литвинчука, не заметил приостановки поставок, как это получилось, к примеру, с автомобильным рынком, на котором было очень много западноевропейских марок. В ситуации с кондиционерами RAC/PAC на 2021 год доля японской техники составляла 5,1% рынка, а корейская – 2,1%.
На рынке систем кондиционирования VRF всё несколько иначе, но перевеса в сторону Японии и Южной Кореи нет. В 2021 году на Японию приходилось 31% рынка, на Корею – 10%. На их места в 2022 году успешно пришли производители из Китая. Стоит отметить, что пришли они надолго: Литвинчук приводит данные, что почти все проекты, на которых заложили «порядка 15 000 японских и корейских VRF, уже переделаны под технику с китайских заводов».
Если прогнозировать уровень продаж кондиционеров на 2023 год, то по предварительным данным выходит 2,1 млн штук. Это означает, что Россия, несмотря ни политические и экономические пертурбации, останется крупнейшим рынком Европы по бытовому климатическому оборудованию.
Источник: TopClimat.ru