Увидим ли белорусские кондиционеры на российских прилавках? Ответ эксперта.
Тема: Новости отрасли
Недавно мы писали о возможном увеличении ввозных пошлин на кондиционеры в странах Таможенного Союза. По мнению выдвинувшей инициативу белорусской стороны, данная мера поддержит российские, казахстанские и белорусские предприятия и сгладит последствия вхождения России в ВТО.
По просьбе АПИК агентство «Литвинчук-Маркетинг» подготовило экспертное мнение.
Резюме: предложение РБ, было сформировано на основании рыночных изысканий завода Горизонт. К сожалению, коллеги с завода Горизонт оперируют изначально неверной информации об объемах рынка, приводят совершенно несостоятельные данные об объемах внутреннего производства, техническом уровне собственной продукции и в итоге делают совершенно необоснованные выводы.
Итак, разберем все ошибки и неточности по порядку.
I. (Страница 11 предложения Горизонт, таблицы показывающие объем рынка кондиционеров), тыс.штук
Год |
Беларусь |
Россия |
Казахстан |
Всего |
2009 |
10 |
1000 |
130 |
1140 |
2010 |
26 |
1902 |
240 |
2168 |
2011 |
58 |
1700 |
300 |
2058 |
Источник: Горизонт
В реальности, картина выглядит несколько иначе:
Год |
Беларусь |
Россия |
Казахстан |
Всего |
2009 |
13 |
1 125 |
120 |
1 258 |
2010 |
20 |
1 913 |
174 |
2 107 |
2011 |
25* |
3 110 |
210 |
3 345 |
2012 |
22* |
2 120 |
240* |
2 382 |
Источник: Литвинчук Маркетинг
*Оценка. Специалисты компании «Литвинчук Маркетинг» проводят исследования рынков кондиционеров с 1997 года. Постоянными клиентами компании являются мировые лидеры отрасли: Daikin, LG, Panasonic, ME, Midea и многие другие. Цифры по объемам продаж в России неоднократно озвучивались на разнообразных конференциях и публиковались, в том числе в журнале «Мир Климата».
Комментировать белорусские таблицы с объемом рынка в деньгах нет смысла, поскольку специалисты завода Горизонт не поясняют в каких ценах посчитан рынок: в розничных, дилерских, заводских? При сравнении двух таблиц с количественными объемами продаж налицо непонимание специалистами завода Горизонт реальной динамики рынка в
Далее приводятся причины, которые на взгляд сотрудников завода Горизонт способствуют стремительному росту рынка:
- Аномальные пики жары стали регулярно повторятся в летний сезон, чему способствует глобальное потепление.
- Крайне низкое проникновение кондиционеров в уже имеющийся жилой фонд.
- Интенсивно развивающееся новое строительство.
- Новые стандарты благоустройства современных зданий.
Что же, давайте по порядку. Делая вывод о неуклонном и впечатляющем росте рынка, белорусские коллеги приводят статистику только за три года (видимо, не имея представления о серьезном снижении продаж в 2012 году). Это напоминает действия синоптика, который установив тенденцию к росту температур в апреле-мае-июне, делает вывод о том, что они будут расти и дальше, причем прежними темпами. А когда в октябре замерзают лужи, разводит руками и говорит, что тенденция была очевидна.
1. Про пики жары. В 2012 году на европейской части России, где продается более 80% кондиционеров, потребляемых в странах ТС, никаких выдающихся пиков жары не было (лето получилось намного прохладнее, чем в 2011). Не предвидится их и в 2013 году. А вот аномалии подобные 2010 году (в плюс или в минус) случаются примерно раз в 35 лет. Предыдущие случаи были зафиксированы в 1972, 1939 и 1904 годах. Подробнее об этом можно прочесть в журнале Мир Климата.
График 1. Москва. Средняя температура лета.
Измерения ТСХА, обработано Литвинчук Маркетинг
2. Наши белорусские коллеги говорят про крайне низкое проникновение кондиционеров в уже имеющийся жилой фонд. Интересно, на базе чего делаются такие выводы? С какими странами сравнивают насыщенность рынка кондиционеров? Компания «Литвинчук Маркетинг» проводила исследования по насыщенности отдельных рынков на примере стабильных (динамика менее 5% в год) рынков. В странах с умеренным климатом (сравнимым по летним температурам с Белоруссией и Центральной Россией), такими как Германия, Голландия, Великобритания, Чехия насыщение рынка произошло при парке кондиционеров равном
3 -4. Новое строительство и более высокие требования к комфорту, конечно, нельзя игнорировать, но... эти факторы в значительной мере дезавуируются очень медленным (по сравнению с
Итого, в сухом остатке. Вывод о стремительном развитии рынка в ближайшие годы сделан без понимания мировых тенденций в этой области и на основании некорректной статистики продаж.
II. Описание производств кондиционеров, действующих на территории таможенного союза. По представлениям белорусской стороны на территории таможенного союза действуют аж целых 4 завода по производству кондиционеров. Это российские «Телебалт», Rolsen, «Купол», ЕВГО и «Белит» (холдинг «Горизонт»).
Пойдем по порядку.
- Телебалт. Если говорить о «производстве» кондиционеров в прибалтийском Калининграде, то необходимо сразу же оговорить: это крупноузловая сборка из китайских комплектующих с локализацией производства менее 10%. Внешние блоки кондиционеров поступают в Калининград в 100% готовом виде, а внутренние собираются отверточным способом. В 2011 году на это предприятие поступило всего 22.500 наружных блоков в основном с китайских фабрик Aux и TCL.
- Rolsen. Эта компания действительно, имела в России свое производство, которое было полностью свернуто еще до кризиса 2008 года. Несколько сезонов кондиционеры Rolsen отсутствовали на российском рынке. Пока в 2011 не начался экспорт полностью готовой продукции из Китая. В 2011 было завезено 37.300 сплит-систем и еще 7.300 в январе-феврале 2012 года, все с завода NINGBO NETD BENEFIT.
- Купол. Около 10 лет назад предпринимались попытки наладить выпуск кондиционеров в Ижевске. За все время было выпущено несколько сотен штук, собранных из китайских комплектующих. Производство не было запущено по причине убыточности проекта.
- ЕВГО. Кондиционеры этой марки не видны даже на весьма узком Хабаровском рынке. Сама компания практически не заметна после 2005 года. Сайт не работает. Источник происхождения Евго в интернет магазинах не понятен. Модели на сайтах представлены, но в наличие их нет.
- «Белит» . По признанию маркетологов завода Горизонт в 2011 году было выпущено 1.200 кондиционеров, в 2012 — 1.400 кондиционеров. В масштабах ТС — небольшой объем даже для РБ, не говоря уже о ТС в целом. При таких масштабах производства возможна только сборка из импортных узлов с низкой локализацией производства.
В такой ситуации говорить о какой-то реальной доле внутреннего производства в странах ТС просто несерьезно. Даже с учетом низко локализованного производства «Телебалт» доля «отечественных» кондиционеров выпущенных в Калининграде под марками Suzuki, VR, Shivaki и Braun составляет в 2011 году 0,7%, то есть, завышена специалистами завода Горизонт в 6 раз! Более того, в 2011 она существенно сократилась по сравнению с предыдущим годом.
III. Далее, представители завода Горизонт приводят технические характеристики своих кондиционеров, сравнивают их с двумя популярными моделями LG и Panasonic и делают вывод, что их кондиционеры ни в чем не уступают импортным «аналогам». (таблица на странице 13 белорусского предложения).
Вывод о том, что белорусский кондиционер не уступает импортным аналогам, на основании данных из этой таблицы, мягко говоря — неправда.
Одна из важнейших характеристик, показывающих совершенство конструкции — это энергетическая эффективность кондиционера. Ее можно легко получить разделив мощность охлаждения (обогрева) на потребляемую мощность. Возьмем данные из любезно составленной белорусскими коллегами таблицы и сравним полученные данные. Они более чем красноречивы.
Энергоэффективность | Horizont | LG | Panasonic |
ERR |
2,53 |
3,21 |
3,89 |
COP |
2,83 |
3,61 |
4,04 |
Класс энергоэффективности |
«E» |
«A»
|
«А» |
Кондиционер Horizont катастрофически уступает импортным «аналогам» по энергетической эффективности. Если модель Panasonic полностью соответствует классу «a», (ERR>3,2) а модель LG попадает туда «на тоненького», то белорусская разработка показывает характеристики на уровне моделей 15 летней давности и попадает в класс «E», не дотягивая не то, что до «B», но даже до «С» и «D».
В РФ разрабатываются документы о запрете завоза подобной техники в Российскую Федерацию!
Далее, белорусской стороной приводится какое-то непонятное «шаманство» с мировыми ценами на кондиционеры. Нет смысла обсуждать эту «среднюю температуру по больнице» полученную непонятным способом. Средняя цена в той или иной стране зависит от пошлины, НДС и средней мощности кондиционера, которая везде разная. Последний показатель может привести к тому, что при одинаковом прайсе на сходные модели цены в одной стране получатся в
Так и поступим. Сравним по каким ценам предлагается белорусская продукция по сравнению с импортными аналогами. Для чистоты эксперимента все цены возьмем из одного и того же интернет магазина airopures.ru/horizont
Итак, что мы видим:
Модель | Horizont 12Р-03 | LG G12AHT | Panasonic CS-E12MKD |
Розничная цена в рублях 29.11.2012 |
25 830 |
16 050 |
23 300 |
Модель Horizont с допотопной эффективностью предлагается дороже ИНВЕРТОРНОГО кондиционера Panasonic, напичканного самыми современными функциями. К слову сказать, более подходящие для сравнения модели Panasonic CS-PC12GKD/CU-PC12GKD с ERR=3,27 можно приобрести на этом сайте за 16 080 рублей. То есть, белорусская продукция на треть дороже импортной продукции известных марок. И в такой ситуации становится очевидной ее неконкурентоспособность.
При таком положении дел белорусскую продукцию спасет только
И в заключении хотелось бы добавить следующее. Белорусская сторона предлагает ввести 10% пошлину на ввоз сплит-систем и 13% пошлину на ввоз моноблочных кондиционеров. Последний пункт вообще вызывает улыбку, поскольку кого он призван защитить непонятно. Производство моноблочных кондиционеров в странах ТС ОТСУТСТВУЕТ!!!
Итак, подводя итог всему вышесказанному:
Введение
2012-12-04 08:51 А откуда цены?? Видел на сайте цены на горизонт дешевле на те же 10 к
Вот http://home.1k.by/climate-airconditioners/horizont/Horizont_12N_03-685004.html
Так что этот пункт можно не учитывать.