Интервью с руководителем «АЯК-Москва» А. Ю. Левицким
2014 год выдался не самым удачным для климатического рынка, несмотря на обилие по-настоящему жарких дней в большинстве регионов. Многие уже сравнивают его с тяжелым посткризисным 2009 годом, который смогли пережить не все компании. Однако сегодня, как и тогда, некоторым брендам не только удается сохранить свои позиции, но и упрочить их.
О том, какие производители даже в непростые времена чувствуют себя стабильно, как сейчас меняется российский климатический рынок, а также о том, какую пользу можно извлечь из кризисных сезонов TopClimat говорил с руководителем компании «АЯК-Москва» Александром Юрьевичем Левицким.
TC: Александр Юрьевич, как Вы оцениваете сезон-2014?
— Подводить окончательные итоги еще рано, на осень и зиму приходится львиная доля корпоративных продаж (коммерческое оборудование), за счет чего многие компании еще надеются улучшить свои результаты.
Экономическая ситуация в стране сейчас непростая, эксперты делают не самые оптимистичные прогнозы. И речь не только о климатическом рынке, спад во многих других отраслях.
Наша отрасль неразрывно связана с рынком недвижимости, на котором уже отмечается и замораживание проектов, и замедление темпов строительства. Это, конечно, не может не сказаться на продаже кондиционеров.
По данным Георгия Литвинчука, в 2013 году в России было продано 1,9 млн. сплит-систем. На 2014 год прогнозировалось естественное сокращение рынка примерно на 10% (1,7 млн. сплитов) по причине его насыщения. Однако уже весной, когда началось ухудшение макроэкономической ситуации, связанное с политическими аспектами, цифру скорректировали до 1,5 млн, что означает, что к концу года климатический рынок, вероятнее всего, «просядет» на 20%, если считать объем в штуках.
В денежном же выражении картина несколько лучше. Свой вклад внесли более дорогие инверторы (по сравнению с on/off), которых, по оценкам «Литвинчук Маркетинг», продано на 10% больше, чем в прошлом году. Кроме того, объемы продаж полупрома не сократились по сравнению с прошлым годом.
Прогнозировать на более длительный период сейчас бессмысленно, развитие ситуации зависит от внешних факторов, в том числе, политических, рассчитать которые практически невозможно.
TC: Произошли ли изменения на климатическом рынке, может быть, отметите какие-то новые тенденции?
— Климатический рынок сегодня сильно меняется, трансформируется его структура. Крупнейшие производители открывают в России торговые представительства, sales-офисы, через которые идут прямые продажи заказчику. Дилер не может конкурировать с производителем и остается без работы или переключается на другие торговые марки.
«АЯК-Москва», как генеральный дистрибьютор климатических систем GENERAL в РФ, работает через дилерскую сеть. Мы считаем, что системы кондиционирования — это сложная техника, работа с ней (проектирование, монтаж, пусконаладка, обслуживание) требует профессионального подхода, который должны обеспечивать специалисты на местах, региональные дилеры.
TC: Могут ли дилеры в периоды спада на рынке рассчитывать на поддержку производителей, дистрибьюторов?
— В кризисные периоды мы усиливаем поддержку наших партнеров. Работа ведется по всем направлениям: это и помощь в тендерах, аудите объектов, подготовке документации, технические консультации, а также работа на объектах — шефмонтаж, пусконаладка. Особое внимание уделяется защите объектов: действует соответствующая программа, ведется реестр. Мы прекрасно осознаем, что в условиях нестабильного рынка для дилеров как никогда важны условия, при которых они будут ограждены от нечестной конкурентной борьбы, а их заработок будет защищен.
Кроме того, в этом году нам удалось избежать ожидаемого повышения цен. На целые группы оборудования мы предложили нашей дилерской сети спец. программы, по которым оборудование можно было купить по значительно сниженной цене.
Подчеркиваем: все это, в первую очередь, делается для поддержки нашего дилера, для его выгоды, для того, чтобы он чувствовал себя уверенно и из кризисного периода вышел с наименьшими потерями.
TC: Как повлияло падение покупательского спроса на позиции торговой марки GENERAL, которую вы уже почти два десятилетия представляете на российском рынке и которая является ключевой для «АЯК-Москва»?
— По последним данным, общая, совокупная доля всех японских климатических брендов в этом году уже упала на 9%, которые ушли в пользу более дешевых Китая и Кореи. При этом доля японских премиум-марок, напротив, выросла. Японские премиальные ТМ, как правило, даже в периоды стагнации чувствуют себя более-менее стабильно, т.к. их аудитория менее всего подвержена влиянию кризисных явлений, более консервативна в выборе продуктов, отношении к качеству, престижности марки и т.д.
Что касается японского производителя FGL (GENERAL- единственный собственный климатический бренд корпорации), то ему удалось сохранить позиции, с которыми он завершил прошлый, 2013 год. Сегодня это оценивается как неплохой результат.
TC: Есть ли у вас антикризисный план на случай усугубления рецессии?
— За 18 лет существования нашей компании это не первый непростой период. Был и 1998 год, и 2009. Мы научились использовать такие времена с пользой. Когда на рынке затишье, мы занимаемся развитием компании изнутри, высвободившееся время отводим на перегруппировку сил, совершенствование бизнес-процессов и корпоративной структуры, разработку новых клиентских программ и сервисов, корректировку стратегии, инвестируем в обучение сотрудников. В результате в новый период мы вступаем более сильными, сплоченными, подготовленными.
Однако я не могу сказать, что этот год выдался откровенно плохим. На фоне снижающегося рынка «АЯК-Москва» повторила объем продаж прошлого сезона, а главное, сохранила всех ключевых партнеров! В каких-то регионах сохранение, и даже увеличение объемов продаж — заслуга жаркого лета. В других, например, на Урале, в Сибири и Санкт-Петербурге — результат жесточайшей конкурентной борьбы и упорства сотрудников региональных представительств «АЯК».
У нас, в центральном офисе, и в региональных представительствах сейчас подобралась очень сильная команда. Мы не жалеем вложений в привлечение профессиональных кадров, понимая, что это инвестиции в наш дальнейший рост и развитие. У нас всегда найдется место для новых сотрудников, способных мыслить и действовать по-новому, как того требует сегодняшний день, обладающих здоровыми амбициями и нацеленных на результат. Такие люди получают у нас все возможности и инструменты для профессионального и карьерного роста и хорошего дохода. Приходите, будем рады видеть вас в нашей команде!
TC: Желаем вам удачного завершения сезона и отличных результатов в 2015 году!
— Спасибо!